Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Комментарии

Выгодные условия и рост продаж. Как организуются биржевые торги для сельхозпредприятий

Комментарии 15.11.2023 | 19:23
Оксана Богдасарова

Беларусь славится своей качественной сельскохозяйственной продукцией. При этом немаловажно уметь ее продавать. Современные инструменты бизнеса диктуют новые правила, в связи с чем электронная торговля выходит на первый план. Начальник управления торгов сельхозпродукцией Белорусской универсальной товарной биржи Оксана Богдасарова рассказали во время практического семинара на международной специализированной оптовой выставке-ярмарке "ПродЭкспо-2023" об особенностях и перспективах применения биржевого механизма в торгово-закупочной деятельности предприятий агропромышленного комплекса.

Преимущества электронной биржи

По словам Оксаны Богдасаровой, на данный момент на БУТБ аккредитованы 32 тыс. покупателей и продавцов, среди которых 6,6 тыс. - нерезиденты. БУТБ достигла $4 млрд товарооборота в год. Площадкой пользуются покупатели и продавцы из 71 страны, а в год на бирже осуществляется более 400 тыс. сделок.

"Наши основные направления - металлопродукция, лесопродукция, сельхозпродукция, промышленные потребительские товары. В перспективные биржевые товары также входит нефтехимия, упаковка и другие. По сельскохозяйственной секции мы с каждым годом растем: сейчас доля биржевого товарооборота данной категории занимает 31%, увеличивается количество участников и суммы сделок. На данный момент за торговые сессии по сельхозпродукции у нас получается более $15 млн в неделю", - рассказала начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ.

Она добавила, что положительная динамика характерна для всех основных групп сельхозтоваров, реализуемых внутри страны и за рубежом. Так, закупки шротов масличных белорусскими предприятиями выросли на 28%, средств защиты растений - на 46%, ветпрепаратов - на 61%. В то же время биржевой экспорт свекловичного жома и мелассы увеличился на 84%, а сливочного масла - в 2,6 раза.

"Развиваем новое направление - закупку пищевого сырья. У нас уже сформировалось около 80 поставщиков в данной категории по разным видам товарных групп, поэтому за счет конкуренции для покупателя итоговая цена получается выгодной", - подчеркнула Оксана Богдасарова.

Экспорт продукции на БУТБ

Как отметила начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ, на экспорт активно идут такие позиции, как рапсовое масло, сахар, молочные продукты, мясо, кожевенное сырье и аминокислоты производства БНБК.

"В прошлом году мы не торговали сахаром, а сейчас он является одним из наших популярных товаров. По сравнению с прошлым годом его продажа выросла более чем в четыре раза, - заявила Оксана Богдасарова. - Так, в январе - октябре 2023 года более 50% от общего объема экспорта продукции агропромышленного комплекса через БУТБ пришлось как раз на рапсовое масло и сахар".

По словам представительницы БУТБ, география продаж товаров сельскохозяйственной группы постоянно расширяется. В частности, основными покупателями рапсового масла на биржевых торгах в настоящее время являются компании из Китая, Литвы, Польши, Швейцарии и Эстонии, в то время как сахар реализуется преимущественно в Казахстан, Кыргызстан, Молдову и Узбекистан.

"В целом можно сказать, что структура покупателей белорусской сельхозпродукции достаточно диверсифицирована. Сегодня это компании из 13 стран. Например, в России, сейчас пользуется спросом сливочное масло, сычужные сыры, творог, мясопродукты и кормовые добавки. В Китае востребована несколько иная товарная номенклатура. В частности, в этом году туда поставлялись главным образом растительные масла и молочная продукция. Что касается рынков сбыта сахара, то в число крупнейших входят Казахстан и Кыргызстан, причем объемы сделок демонстрируют высокую положительную динамику. Так, по Казахстану темп роста к 2022 году составил 175%, а по Кыргызстану - 326%", - поделилась данными Оксана Богдасарова.

Работа с предприятиями на внутреннем рынке

Начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ рассказала, что площадка ведет поступательную работу с предприятиями. "Так, например, сахарные заводы сначала закупают у нас средства защиты растений и семена, далее - линии для переработки сахарной свеклы, а затем реализуют готовый сахар через нашу же биржу. Таким образом поступают и мясокомбинаты, поскольку это удобно и выгодно", - добавила она.

Оксана Богдасарова отметила, что биржа старается подстраиваться под запросы белорусских предприятий и частного бизнеса: развивает реализацию средств защиты растений, семян, медпрепаратов. При этом предприятия сельскохозяйственного сектора все чаще предпочитают осуществлять закупки на БУТБ.

"Даже не зная рынка, можно придти на биржу и за одни торги понять, что у нас происходит в сфере цен, спроса и предложения. Напомню, что по понедельникам у нас можно пройти бесплатное онлайн-обучение", - сказала начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ.

Как торговать на бирже

Оксана Богдасарова остановилась на показателях эффективности биржевого механизма, который позволяет белорусским экспортерам получать дополнительную выручку за счет высокой концентрации спроса со стороны зарубежных клиентов биржи.

"Суть биржевых торгов - в конкуренции, которая создает благоприятные условия для заключения сделок, тем самым способствуя повышению маржинальности экспортных продаж. В связи с этим можно привести массу примеров существенного роста цен на белорусскую продукцию в ходе торговых сессий. Скажем, при экспорте сливочного масла в Россию цена, как правило, повышается на 3-6%, а с учетом больших объемов лотов сумма дополнительной выручки достигает десятков тысяч долларов по одной сделке", - пояснила представительница БУТБ.

Она подчеркнула, что на некоторую сельхозпродукцию в больших объемах проводятся даже госзакупки по поручению правительства. Так, предприятия могут по выгодной цене закупать семена, пищевое сырье, кормовые добавки и другое.

"Торги у нас проходят на понижение и повышение цены. На понижение торгуется вся продукция, которая идет на внутренний рынок, кроме мясо-молочных продуктов и живого скота. На повышение цены идет весь экспорт. Практически все торги у нас проходят минимум два раза в неделю: молочная продукция торгуется три раза в неделю, а мясо с мукой - один раз в неделю", - подытожила начальник управления торгов сельхозпродукцией БУТБ.

БЕЛТА.-0-

Все комментарии