В средней школе №20 Бреста имени Героя Советского Союза Д.М.Карбышева в начале этого учебного года создали инженерный класс. Юноши и девушки углубленно изучают физику и математику, под шефством УП "Брестоблгаз" и Брестского государственного технического университета погружаются в возможную будущую профессию. Такое сотрудничество уже приносит свои плоды. Один из примеров - бытовой твердотопливный пиролизный котел, проект которого разработали школьники и заявили о себе на всю республику. Корреспонденты БЕЛТА оценили работу юных изобретателей. "Брестоблгаз" одним из первых в Беларуси инициировал создание инженерных классов. Предприятие долгое время тесно сотрудничало с БрГТУ. "Подумали, почему бы в эти отношения не включить школу. В 2022 году идею воплотили. Была подписана дорожная карта с участием нашего предприятия, университета, гимназии №2 и школы №20. На базе двадцатой школы тогда создали первую группу, а в нынешнем учебном году созданы полноценные инженерные классы. Видим для себя несколько направлений: ориентируем школьников на выбор инженерной специальности, чтобы они на производстве получили знания о работе нашего предприятия", - подчеркнул генеральный директор УП "Брестоблгаз" Евгений Казимирчик.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0478_1.jpg)
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0540_1.jpg)
Руководитель отметил особую мотивацию школы №20. Там с азартом включились в инициативу, постоянно работают над проектами. За такой короткий промежуток времени уже имеют один патент, на получение второго поданы документы. "Они о себе заявили не только на областном уровне, но и на республике. Видим мотивацию, целеустремленность молодых людей, чтобы достичь определенных знаний и поступить в университет. Потом придут к нам на работу. Они уже знают специфику, определенные тонкости работы. Пусть не все выпускники инженерных классов будут работать в системе газоснабжения, но пополнят в целом ряды инженеров", - отметил Евгений Казимирчик.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0044_1.jpg)
Работа над твердотопливным пиролизным котлом у юных изобретателей заняла чуть меньше года. Над проектом трудилась группа десятиклассников. "Было очень интересно. Мы проводили множество экспериментов. Например, взяли сухую древесину, мелко нарубили, положили в старый чайник и поставили на газовую плиту. Через время оттуда пошел дымок, мы подожгли - оказалось, что газ. Это был прототип нашего котла", - рассказала Арина Охримук. Особенно девушку порадовал результат. Старания школьников оценили не только эксперты, но и обычные прохожие. "Как-то мы грузили котел в машину для презентации на одном из конкурсов. К нам подошли люди и предложили его купить. Аж настроение поднялось. Это мотивирует дальше заниматься проектами", - поделилась старшеклассница.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0117_1.jpg)
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0082_1-1.jpg)
Каждый из ребят внес вклад, предлагал свои идеи. Богдану Вечканову на первых порах было сложнее всего. Когда одноклассники начали работу над проектом, юноша приболел, потом пришлось нагонять упущенное самостоятельно. Но в упорстве молодому человеку не занимать. "Мне особенно нравилось апробировать установку, проводить опыты, дорабатывать ее. Еще рубил дрова, помогал красить. В общем, мне доставалась самая черная работа", - с улыбкой добавил Богдан.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0178_1.jpg)
Мария Щербацевич сильна в химии и биологии. Ее задачи в большей степени касались экологической направленности. "Работали не только на уроках над проектом, оставались и в другое время. Очень захватывало. Даже когда делали, казалось, незначительные вещи, делать все вместе было весело. Отзывы других людей были очень приятными. Когда подходили ребята из других школ и говорили, что у нас классный проект, грело душу", - призналась девушка.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0266_1.jpg)
Опыты ребята проводили физические, химические, биологические. Котел получился с приставкой "эко". "Кроме горючего газа выделяются еще метан и угарный газ, это все сжигается. Основная идея была получать пиролизный газ. Котел можно подключить к небольшой газовой плите, чтобы готовить еду. Он может быть полезен при перебоях в электроснабжении, в местах, где нет централизованного газоснабжения, например, на хуторах, агроусадьбах, садоводческих товариществах. Конечно, такой котел на 100% не закроет потребности, но вполне подойдет как альтернативный источник для периодического пользования", - обратил внимание директор средней школы №20 Александр Агеевец. К слову, мощностей котла хватает для работы светодиодной лампы, зарядки мобильного телефона.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0568_1.jpg)
"Классный опыт. Было интересно изучать, отвечать на вопросы, искать новую информацию, проводить эксперименты. Рад, что поучаствовал в проекте. Уверен, что этот опыт пригодится мне в жизни, - убежден десятиклассник Антон Шрейдер. - Я еще раздумываю над профессией. Рассматриваю возможности пойти в педагогику по физико-математическому профилю или стать инженером. Мне нравится учить детей".
В качестве деталей для пиролизного котла использовали металлолом. Со сваркой помог "Брестоблгаз", ведь на территории школы нет условий для выполнения таких работ. К слову, котел можно усовершенствовать, например, переделать форму и добавить варочную поверхность. Такой агрегат по душе придется в первую очередь любителям проводить много времени на природе. Можно получить теплую воду и электричество, приготовить еду.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0420_1.jpg)
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0140_1.jpg)
"В январе совместно с "Брестоблгазом" подали совместную заявку на два юридических лица на оформление патента в Национальный центр интеллектуальной собственности. Буквально на днях пришла бумага, подтверждающая, что патент будет выдан", - рассказал Александр Агеевец.
Ребята из инженерных классов углубленно изучают физику и математику с преподавателем Брестского государственного технического университета, занимаются в лабораториях вуза. Им показывают, как теоретические знания применять на практике. "Брестоблгаз" в свою очередь проводит уроки на своей базе, организует экскурсии на производство. Также ребят пригласили на показательные учения по ликвидации аварийной ситуации. В начале года предприятие передало школе №20 деньги для покупки четырех наборов конструкторов Lego Wedo 2.0. Это вклад в обучения школьников более младшего возраста.
![](https://img.belta.by/https://img.belta.by/uploads/files/IMG_0014_1.jpg)
"У каждого ребенка свои увлечения. Кто-то силен в биологии, кто-то - в физике, математике. Если найти интересный проект, они, во-первых, подтянут теоретические знания, а во-вторых, применят их на практике. Будут искать способ для решения задачи. Пусть для взрослых он давно понятен, но дети делают для себя открытие. Это здорово. Именно такие знания лучше всего откладываются в голове", - подчеркнул директор школы №20 Бреста.
Сеть инженерных классов может расшириться. В частности, одна из школ Кобрина заинтересована в его открытии. "Будем дальше популяризировать это направление. В этом будущее. Сегодня основная задача - иметь хороший кадровый потенциал и перспективу. За кадры надо бороться, и мы по этому пути идем", - сказал гендиректор "Брестоблгаза" Евгений Казимирчик.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
фото Вадима ЯКУБЁНКА,
БЕЛТА.-0-