Новости Беларуси
Белорусское телеграфное агентство
Рубрики
Пресс-центр
Аналитика
Главная Новости Общество

"Очередь появилась еще до старта продаж". Чем вызван ажиотаж на юбилейную коллекцию часов "Луч"?

24.11.2023 | 17:15

Сегодня выпускающий легендарные часы "Луч" Минский часовой завод празднует 70 лет. Начинавшее как обычный сборочный цех, сейчас предприятие может похвастаться производством полного цикла, штатом уникальных работников и десятками успешных коллекций, за которые частные иностранные коллекционеры готовы платить втридорога. В юбилейный день рассказываем, почему завод строился женскими руками, как ему удалось выжить в 1990-е и сломать шаблоны после 2000-х, а также чем так уникальна созданная к 70-летию лимитированная коллекция "Луч", что очередь из желающих приобрести ее образовалась задолго до начала продаж.

Прошлое: "Когда в 1956 году ночью собрали первые часы, работники плакали от радости"

Решение о строительстве часового завода в Минске было принято в 1953 году, когда в СССР такую продукцию выпускали уже 13 предприятий Главчаспрома Министерства машиностроения. Но спрос на нее все равно превышал предложение. Поэтому к концу того же 1953-го возводить завод начали даже несмотря на дефицит техники, материалов и рабочей силы.

- Наше предприятие строили женщины, ведь мужчин в послевоенные годы было мало, - отмечает заместитель директора по развитию ОАО "Минский часовой завод" Рафик Саркисян. - Эти же женщины потом своими руками собирали в цехах часы. Тогда детали поставляли из Москвы. Интересно, что и первые выпущенные в 1955 году на минском заводе часы были женскими. Ветераны нашего предприятия вспоминали: самый первый экземпляр собрали уже глубокой ночью. Работница цеха через весь коридор бежала с этой новостью, услышав которую остальные плакали от радости. Поэтому я всегда говорю: главная ценность, вложенная в Минский часовой завод, - это не станки и построенные корпуса, а труд людей, живших своей работой.

До 1960 года предприятие продолжало оставаться по сути сборочным цехом, пока местные специалисты не разработали собственный новый калибр часов и их конструкцию с диаметром механизма 13 мм и высотой 3,4 мм. Кстати, в советскую эпоху Минский часовой завод всегда был, как сказали бы сейчас, в тренде. Здесь, например, в 1980-е делали кварцево-механические часы, которые тогда считались топовыми во всем мире. А так называемые "лунники" - часы, отражавшие не только время суток, но и фазы луны, появились в СССР благодаря минскому заводу не намного позже, чем в Европе. Всего же предприятие за 70-летнюю историю освоило выпуск более 1700 различных моделей. Некоторые из них даже получили золотые медали на международных выставках.

- После развала СССР для Минского часового завода настали сложные времена. Упадок был как в целом в стране, так и на предприятии в частности. Рынок в Беларуси оказался открыт и при этом не сбалансирован. Хлынула контрафактная продукция из Китая, что запустило демпинг цен. Но даже в таких условиях завод работал. Я считаю, что это замечательная белорусская черта - в тяжелый период сохранить все, даже если сделать это крайне сложно. Благодаря ей Минский часовой завод работает до сих пор, тогда как почти во всех постсоветских странах аналогичные предприятия закрылись вскоре после развала СССР. Представьте только: из 24 таких заводов, при советской власти входивших в состав часпрома, сохранились только 3-4, включая наш. Безусловно, в 1990-е было проще распродать оборудование, распустить работников и сдать площади предприятия в аренду. Но мы пошли по трудному пути, и он оказался правильным. Например, после введения санкций российские коллеги, которые еще 20 лет назад не понимали, зачем мы продолжаем содержать большой штат сотрудников и вообще работать, стали нашими заказчиками. Мы производим для них детали, которые раньше доставлялись из-за рубежа, - говорит Рафик Саркисян.

Пережив тяжелые 1990-е, в 2006 году Минский часовой завод все же оказался в шаге от закрытия - был объявлен банкротом. Избежать этого удалось благодаря инвестиционному договору, который государство в 2010-м заключило на 10 лет со швейцарской компанией "Франк Мюллер Интернэшнл Б.В." (Franck Muller International B.V.). Условия - более чем приемлемые для завода: строительство новых корпусов, внедрение инновационных технологий в производство, открытие фирменного магазина и продвижение бренда.

- Инвестдоговор был успешно выполнен. С 2020 года мы работаем самостоятельно, причем весьма успешно. Да, мы пока еще локальный бренд, хотя нас хорошо знают в соседних странах, но планируем более широко выйти на международный уровень. В Беларуси нас любят. Мы признаны народным брендом. Что очень важно, ведь для этого пришлось ломать сложившиеся годами стереотипы: если товар произведен отечественным предприятием, то хуже зарубежного. Сейчас я все чаще слышу комплименты в адрес наших часов, которые часто покупают в том числе как подарок зарубежным партнерам. В таких ситуациях Минский часовой завод представляет всю нашу страну, а это значит, что белорусы нами гордятся, - уверен заместитель директора по развитию ОАО "Минский часовой завод".

Настоящее: "Прошлую юбилейную коллекцию раскупили за сутки"

Гордится Минским часовым заводом есть повод: сейчас это единственное в Беларуси предприятие по производству приборов времени и одно из немногих предприятий советского часпрома, сохранившее полный цикл производства механических часов.

- Мы не просто часовой бренд, а производитель часов, причем с огромной историей. Далеко не каждая страна может похвастаться таким, - подчеркивает Рафик Саркисян. - "Луч" - это история. Это качество и выверенный дизайн во всех деталях. Это часы, в которых вы можете быть уверены в любую минуту. И все это благодаря уникальным специалистам, которые здесь работают. Такие кадры больше не готовят нигде не только в Беларуси, но и в России. Некоторые из них трудятся на Минском часовом заводе 30-50 лет. В том числе с их помощью предприятие достигло высот. Опытные мастера сами обучают на заводе молодежь, причем не только дают знания, но и прививают такую любовь к своему делу, что новички загораются идеей сделать наш бренд еще лучше. Мы набрали в штат молодых дизайнеров и конструкторов, которые посетили выставки и вернулись оттуда с конкретными предложениями. Их обсудили с более опытными коллегами. Общий проект воплотился в новые коллекции марок "Луч", Favorit и Sekonda, которые сейчас производят на заводе.

Свежий взгляд на дизайн часов и опыт в создании надежных механизмов становятся основой и для лимитированных коллекций. Каждая из них превращается в событие. Например, партия часов с белорусской буквой "ў" из первой коллекции "Мова", которую завод по традиции выпускает каждый год 21 февраля, оказалась распроданной за сутки. Не меньший успех ожидал и последующие. А за прошлой юбилейной коллекцией "Луч", посвященной 65-летию завода, поклонники бренда и вовсе устроили охоту.

- Еще до юбилея мы сообщили, что будет выпущено всего 65 часов. Когда объявили старт продаж, выяснилось, что у нас уже 100 заявок в интернет-магазине и еще по 50 - в магазинах Минска и Бреста. Причем некоторые хотели приобрести сразу несколько часов. Пришлось выбирать по срокам записи в очередь: кто раньше оформил предзаказ, тот и смог купить. Кстати, мы продавали те часы примерно за 300 долларов по курсу, а через 4 года я увидел их выставленными на интернет-аукционе уже за 5 тысяч долларов. Так что "Луч" - лучше любого депозита в банке, - улыбается заместитель директора по развитию ОАО "Минский часовой завод".

Предзаказ на нынешнюю юбилейную коллекцию стартовал сегодня, 24 ноября. Но очередь из желающих купить часы, созданные к 70-летию завода, появилась за несколько недель до этого, говорит Рафик Саркисян:

- Люди еще не видели коллекцию, не знают их цену, но уже готовы приобрести их. Это говорит о большой любви к нашему бренду.

Количество часов из новой юбилейной коллекции тоже лимитировано: по 70 экземпляров мужских моделей и унисекс. Цветовых вариаций будет несколько, выполнение - из премиальных материалов: нержавеющая сталь, сапфировое стекло. Изюминка коллекции - использование механизма часов, который завод производил в 1970-1980-х годах. Нужное в том числе для последующего ремонта количество таких механизмов нашли у коллекционеров. Будущие "сердца" часов промыли и собрали заново. На заводе готовы ручаться за высокое качество каждого экземпляра.

- Наша 70-летняя история обязывает создавать надежные механизмы. Есть бренды, которые делают ставку только на дизайн, акцентируя внимание на том, что часы - больше аксессуар, чем прибор отсчета времени. Мы так не считаем. Покупатели ждут от нас точного и надежного "сердца" часов и их запоминающегося "лица". Например, мы выпустили красивейшую коллекцию "Ван Гог". Многие отметили яркий дизайн, интересную идею, но часть покупателей спросили: где на циферблате цифры и как без них понять, сколько времени? Создав коллекцию с кварцевым механизмом, который не требует завода, услышали, что часть поклонников бренда хотела бы видеть то же самое, но в механическом исполнении. Так что наши покупатели задают нам высокую планку не только по дизайну часов, но и по тому, что находится у них внутри, - подчеркивает заместитель директора по развитию ОАО "Минский часовой завод".

Будущее: "К нам огромный интерес в России"

На Минском часовом заводе разделяют мнение Президента, что санкции - это дополнительные возможности. При умелом подходе они расширяют горизонты и дают радужные перспективы. А у руководства ОАО "Минский часовой завод" подход к делу действительно умелый.

- Когда в 2022 году были введены санкции со стороны Запада, что в том числе коснулось предметов роскоши, к которым относятся и часы, некоторые известные бренды отказались поставлять на белорусский и российский рынок свою продукцию. Для нас открыло новые перспективы. Мы увидели, что почитатели ушедших с рынка брендов переключились на "Луч". Они поняли, что это хорошие часы по цене в несколько раз ниже, чем швейцарские. Наши продажи увеличилась, сейчас по показателям приближаемся к доковидным временам, - рассказывает Рафик Саркисян.

По его словам, ОАО "Минский часовой завод" - довольно нетипичное для Беларуси производство. Наша страна славится в основном гигантами вроде МАЗа, БЕЛАЗа и МТЗ. Часовой завод - совершенно другая история.

- Мы делаем мелкие детали и имеем соответствующее оборудование. Оно позволило занять особую нишу, производя и не профильную продукцию. Например, в начале пандемии мы в авральном режиме делали клапана для ИВЛ. Сейчас по заказу производим печатные платы, которые используют в любом экране, монометры, автомобильные кварцевые часы, а также предлагаем услуги фрезеровки, токарной обработки, полимерного и гальванического покрытия, термической и электроэрозионной обработки, лазерного гравирования, - перечисляет возможности производства руководитель. - Планируем совершенствоваться во всех уже имеющихся направлениях, инвестировать в часовое производство, в людей, оборудование, инфраструктуру. В 2022 году мы открыли стрит-фуд площадку "Лучшая улица" во дворике завода. Фуд-домики с первоклассной уличной едой, бары, зоны для фотосессий, пространство для встреч, интересные мероприятия, а главное, теплая и дружественная атмосфера - все это найдется здесь.

Рафик Саркисян отмечает большой интерес к Минскому часовому заводу со стороны России. Предприятию тоже интересен российский рынок, которому мы можем предложить надежные белорусские часы не только из коллекций, изготовленных в производственных масштабах, но и эксклюзивные модели.

- В нашей стране мы монополисты в сфере изготовления часов под заказ. Думаю, в России сможем развить и это направление, - говорит заместитель директора по развитию ОАО "Минский часовой завод". - Уже сейчас инвестируем в оборудование, чтобы производить больше продукции, потому что она востребована. На нас выходят дилеры, но пока не можем удовлетворить все их запросы. Надеемся уже в следующем году полноценно выйти на российский рынок.

Размещение рекламы на БЕЛТА