Что надо учесть, если вы решили установить газовое оборудование на автомобиль

2024-06-30 00:00

На рынке есть много предложений по установке газового оборудования на автомобиль. Эта услуга (как ранее, так и сейчас) пользуется популярностью. Ведь установка такого оборудования дает возможность значительно экономить на топливе. Однако прежде чем решить, стоит или нет установить газовое оборудование, надо проанализировать ряд моментов, в том числе оценить, как быстро окупится установка такого оборудования.С чего надо начать

Для начала необходимо выяснить, возможно ли вообще установить газовое оборудование на автомобиль.
Газовое оборудование не устанавливается: 
  
- на многоцилиндровые ДВС, установленные на баварских BMW и Mercedes-Benz, выпущенных с конвейера в Штутгарте;- некоторые двигатели автомобилей Lexus из Японии;
- ряд автомобилей, завезенных из США.
Отметим, что сейчас достаточно много автомобилей из Китая. На большинство из них можно установить газовое оборудование. Однако на ряд автомобилей специалисты не рекомендуют делать это. Например, на автомобили концерна Chery с двигателем 1.5 турбо.
Чтобы выяснить, возможна ли установка газового оборудования на ваш автомобиль, поищите информацию в сети Интернет, проконсультируйтесь со специалистами. Когда вы подтвердите, что это возможно, приступайте к оценке всех иных моментов.
Выбираем газовое оборудование на автомобильКак правило, сейчас предлагают к установке газовое оборудование 4 поколения. В нем газ из редуктора поступает к газовым форсункам, представляющим собой электромагнитные клапаны, работающие по такому же принципу, как и бензиновые форсунки. Форсунки подают газ через тарированные жиклеры в район расположения впускных клапанов двигателя автомобиля.
Управление работой газовых форсунок оборудования 4 поколения осуществляет блок управления, аналогичный штатному контроллеру автомобиля. "Газовый" блок в своей работе использует сигналы бензиновых форсунок и при помощи собственного программного обеспечения пересчитывает параметры дозирования под использование газового топлива. При этом для настройки газового оборудования каждая система использует только собственное программное обеспечение.
Известными производителями газового оборудования 4 поколения, например, являются BRC (Италия), Lovato (Италия), OMVL (Италия), Zenit (Польша), Alpha (Россия), Digitronic (Россия).
Однако сейчас есть сложности с поставками оборудования из Италии или Польши. Как частенько в таких ситуация происходит - приходит на помощь Китай. Но в Китае газовое оборудование не популярно. Зачастую китайская продукция - это результат копирования компонентов от известных брендов. При этом иногда хромает контроль качества и уровень автоматизации производства недостаточно высок. Кроме того, бывает, что недобросовестные импортеры возят именно такое оборудование, но продают его под каким-то брендом.
Конечно, есть и китайское оборудование вполне достойного качества. Однако если решите ставить его, то обязательно изучите отзывы о нем.
Отметим, еще один важный момент. Газовое оборудование 4 поколения включает в себя:- газовый баллон (одна из главных деталей газового оборудования, к выбору которой необходимо подходить с большой ответственность);- мультиклапан с запорной аппаратурой;- магистрали (подразделяются на заправочные и расходные);- редуктор (выбирается в зависимости от мощности двигателя);- микрокомпьютер (представляет собой электронный блок управления газобаллонным оборудованием, еще имеет название «газовые мозги»);- газовые форсунки (их число определяется количеством цилиндров двигателя, могут объединяться общей рампой). По своим техническим характеристикам форсунки различаются по конструкции, материалу изготовления и скорости срабатывания.
Также к числу деталей газобаллонного оборудования 4 поколения (ГБО 4) относятся: датчики температуры охлаждающей жидкости, кнопки для переключения режимов газ - бензин, фильтры тонкой и грубой очистки газа, клапаны входные, выходные и скоростные.
В некоторых случаях в систему ГБО 4 встраивают вариатор угла опережения зажигания. Благодаря этому узлу снижается расход газа, продлевается срок эксплуатации двигателя и увеличивается его мощность.
Иногда возможны ситуации, когда часть оборудования, входящего в комплект, может быть, например, не итальянской, а китайской. Поэтому обязательно уточняйте, все ли оборудование, входящее в комплект, относится к производителю того бренда, который вы выбрали. В ряде случаев сервисные центры, оказывающие услуги по установке газового оборудования, предлагают различные варианты. Иными словами, вы можете выбрать - ставить все оборудование оригинальное или часть заменить на аналоги. Понятное дело, что оригинальное будет дороже, однако тут надо понимать, что иногда экономия может выйти боком. Скупой платит дважды, это то, что вполне может произойти в такой ситуации.
Какое именно оборудование будет оптимальным для вашего автомобиля, конечно, поможет разобраться специалист. Поэтому рекомендуем обратится за консультацией к представителям нескольких сервисов, а затем сравнить предоставленную информацию. При этом рекомендуем обратить внимание на такой важный момент как срок предоставляемой гарантии на оборудование. Иногда она предоставляется на определенный срок без учета пробега, а иногда с привязкой к пробегу. Как правило, срок гарантии зависит от производителя оборудования, например, некоторые станции предоставляют следующие сроки гарантии в зависимости от марки производителя:
ALPHA (Россия) - гарантия 1 год без ограничений по пробегу;ZENIT (Польша) - гарантия 4 года/80.000 км;BRC (Италия) - гарантия 5 лет/100.000 км.
Дополнительно отметим, что на рынке также есть предложения по установке газового оборудования 5 поколения. Особенностью данного оборудования является то, что газ впрыскивается не в газообразном, а сжиженном виде непосредственно в цилиндр автомобиля. В данном оборудовании отсутствует редуктор и фильтр, очищающий газ от взвешенных частиц. Предполагается, что все примеси прогорают в двигателе. Сейчас, например, предлагают устанавливать газовое оборудование Vialle LPI (Голландия).
Отметим, что на практике также предлагают установку б/у газового оборудования. По нашему мнению, это целесообразно делать только в том случае, когда у вас есть уверенность в состоянии качества данного оборудования. Например, это может быть ситуация если вы с одного своего автомобиля решили переустановить газовое оборудование на другой.
Что еще надо определить, если решили установить газовое оборудование1. Решаем, пропан или метан. Баллоны бывают для метана (природного газа) и для сжиженного газа (пропан-бутановая смесь). Метан хранится в баллонах в сжатом виде, пропан-бутан - в сжиженном. Природный газ не сжижается. Он хранится в баллоне в сжатом состоянии под очень большим давлением: 200 атмосфер - рабочее давление, 300 атмосфер- проверочное.
Главным при решении вопроса, что лучше выбрать - пропан или метан, является наличие заправок в регионе вашего проживания. Важно также, как часто вы ездите в длительные поездки по стране или за рубеж. Заправок, где можно заправиться метаном, значительно меньше, чем тех, где можно заправиться пропаном. Кроме того, метановое газовое оборудование обычно дороже. Хотя, конечно, стоимость оборудования во многом зависит от производителя.
К сожалению, сейчас газовое оборудование знаменитых марок подорожало, в связи со сложностями его доставки, а также из-за роста курса евро (доллара). В то же время основной причиной установки газового оборудования является желание сэкономить. Поэтому, делая тот или иной выбор, надо все просчитать. Если это метан, то само оборудование дороже, но на топливе экономится больше. Соответственно если это пропан, то оборудование будет стоит меньше, но экономить на топливе получится меньше. Поэтому нужно оценить, устроит ли вас срок окупаемости оборудования.
2. Выбираем литраж, форму баллона и где его разместить. С литражом все достаточно просто. Тут надо оценить два фактора: цена (чем больше литраж, тем дороже) и как часто вы готовы ездить на заправку с учетом количества совершаемых поездок. Что касается формы, то тут все зависит от конструкции вашей машины, а также где вы хотите разместить баллон. Сегодня стоимость цилиндрических и тороидальных баллонов одинакова.
Отметим, что на практике часто баллон размещают вместо запасного колеса. Поэтому можете изначально обдумать готовы ли вы отказаться от наличия запасного колеса.
Если решено использовать метан (природный газ), то где именно разместить баллон необходимо обсудить с мастером. С данными баллонами немного сложнее, чем с баллонами с пропаном.
3. Выбираем сервис, который будет осуществлять установку. Если вы решили перевести автомобиль на газ, то переоборудование лучше всего доверить организации, имеющей солидный опыт работы в этой области, которая сможет подобрать оптимальное решение для вашей машины, предоставить гарантию на оборудование и все работы, обеспечить последующее обслуживание ГБО.
Как быстро окупится газовое оборудованиеДля каждого автовладельца срок окупаемости газового оборудования будет свой. Ведь это зависит от того, сколько топлива (бензина, дизеля) расходует ваш автомобиль и сколько вы проезжаете за год.
 Стоимость на 23.03.2024 бензина АИ 92 - 2,26 руб., АИ 95 - 2,36 руб., ДТ - 2, 36 руб.
Стоимость на 23.03.2024 пропана - 1,24 руб., метана - 1,06 руб.
Возьмем для примера автомобиль, использующий АИ 95, с расходом 10 л / 100 км. Если за год он проходит 30 000 км, то за год стоимость бензина составит 7 080 руб. (((30 000 км. / 100 км)) * 10 л/км) * 2,36 руб.)
Средний расход газа на 100 км равняется 110-120% от расхода бензина. Следовательно, если автомобиль потребляет 10 л/100 км бензина, то расход газа будет 11-12 л/100 км. Если за год он проходит 30 000 км, то, следовательно, за год стоимость пропана составит 4 092 - 4 464 руб. (((30 000 км. / 100 км)) * 12 (11) л./км.) * 1,24 руб.).
Экономия на топливе за год составит от 2 616 до 2 988 руб. За эту сумму на сегодня можно установить газовое оборудование.
На сайтах некоторых организаций, устанавливающих газовое оборудование, зачастую есть калькуляторы для подсчета экономии на топливе после установки газового оборудования.
Что еще надо знать о газовом оборудованииСогласно ст. 30 Закона от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении», техническое состояние и конструкция транспортных средств, самоходных машин (за исключением колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества), принадлежностей к ним и запасных частей, включая их экологическую безопасность, должны отвечать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.
Требования к колесным транспортным средствам (за исключением некоторых их видов) установлены ТР ТС 018/2011 (п. 1 ТР ТС 018/2011). В частности, подпунктом 9.8. приложения № 8 ТР ТС 018/2011 установлено, что система питания газобаллонных транспортных средств, ее размещение и установка должны соответствовать следующим требованиям:
1) на каждый газовый баллон должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем;
2) на каждом газовом баллоне, установленном на транспортном средстве, должны быть четко нанесены нестираемым образом следующие данные:серийный номер,обозначение "СНГ" или "КПГ";
3) газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортном средстве. Акт переосвидетельствования потребуют при прохождении периодического техосмотра автомобиля;
4) внесение изменений в конструкцию и комплектность установленного газобаллонного оборудования при эксплуатации не допускается. Изменения, вносимые при ремонте газобаллонного оборудования (замена редуктора или баллона), оформляются специально уполномоченными организациями свидетельством о соответствии газобаллонного оборудования требованиям безопасности.
Не допускается:
- использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования;- нарушение крепления компонентов газобаллонного оборудования;- утечка газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.-0-